Памятники архитектуры Елабуги /

Дом купца Чернова

ул. Большая Покровская 9

О здании
Дата постройки: 1835 г. (перестроено в 1970-1980 гг.)
Адрес: ул. Большая Покровская 9
Памятник архитектуры региональго значения
Автор проекта: неизвестен
В здании размещается: Елабужское отделение «Татфондбанка»

Дом купца Чернова

Дом представляет собой пример развития богатой купеческой усадьбы, середины, второй половины 19 века, и является наиболее ярким в Елабуге воплощением «местного стиля».

История

Изначально это был особняк купца Ф.Г. Чернова, Но после пожара в 1850 году здание было реконструировано - надстроено на высоту повышенного портика, с устройством антресолей в задней половине и переоборудовано под многоквартирный дом.

В конце 19 - начале 20 века, в доме располагалось Елабужское отделение Русского торгово-промышленного банка Стахеевых. К этому времени были переработаны фасады здания в духе поздней архитектурной эклектики. Необычный для Елабуги «столичный» облик дома стилистически близок первому варианту проекта перестроек Спасского собора, разработанному казанским архитектором Петонди.

С 2005 года, после реставрации в здании разместилось Елабужское отделение «Татфондбанка».

Архитектура

Здание представляет собой пример развития богатой купеческой усадьбы в середине - второй половине 19 века и является наиболее ярким в Елабуге воплощением «местного стиля».

Это крупный, двухэтажный на сводчатом подвале купеческий особняк, имеющий девять оконных осей по фасаду на ул. Большая Покровская и семь - на ул. Спасская. Средняя часть лицевого, южного фасада в верхнем ярусе выделена портиком из шести дорических полуколонн, несущих треугольный фронтон. Оконные проемы нижнего яруса объединены мотивом декоративной аркады, опирающейся на рустовку простенков. В верхнем ярусе массивные надоконные сандрики на кронштейнах венчают две пары проемов по сторонам портика и через один - проемы бокового фасада.

К времени размещения в здании банка Стахеевых были переработаны фасады здания в духе поздней архитектурной эклектики. Оконные сандрики были снабжены килевидными и лопастными фронтонами, в архивольты нижнего яруса вставлены мелкие кокошники с завитками. По широкому венчающему фризу, прерываемому окнами антресолей, пущена пышная аркатура с раковинами и квадратными вставками. Тимпан фронтона над портиком заполнен узорной лепниной.

Фасады здания представляют довольно редкий пример удачного соединения различных стилистических систем: строгие позднеклассицистические формы органично «перерастают» в праздничную декорацию, воспроизводящую формы вятской архитектуры 17 века.